Описание
Дмитрий Репин прокомментировал основные тенденции в сфере образования
Дмитрий Александрович, в 2024 году состоялись выборы Президента России Владимира Владимировича Путина. Какой на Ваш взгляд должна быть модель новой системы образования?
Да, нашим Президентом определены ориентиры нового периода, нацеленные на формирование новой модели системы образования – фактически, системы национального образования. Здесь важным элементом является преемственность знаний, формирование того курса, по которому должны двигаться поколения. Речь о нашей национальной истории, традициях России.
Если обратиться к историческому опыту прошлого столетия, мы с вами увидим, что, как правило, образование того или иного уровня получалось единожды. На этом как таковой образовательный процесс заканчивался, человек полностью переходил к рабочей практике. Сейчас картина образовательной жизни совершенно иная: получать новые знания необходимо на протяжении всего профессионального пути. Иными словами, человек современной формации учится всю жизнь.
А что бы Вы могли сказать о предстоящей трансформации магистратуры?
Вы знаете, буквально на днях глава Минобрнауки России Валерий Фальков обозначил, что магистерское образование в нашей стране должно стать ступенью углубленной подготовки в наиболее специализированных областях знаний, при обучении специалистов, скажем так, узкого профиля. Важно, что по мнению министра, такие авторские программы должны быть представлены в небольшом количестве, их также нецелесообразно финансировать за счет средств бюджета.
На Ваш взгляд эта система должна опираться только на исторические ценности?
Не только. Но база, безусловно, должна быть. Причем формирование базы – это сейчас именно наша ответственность. Должна быть простая и понятная модель, обеспечивающая непрерывность, целостность и единый высокий уровень качества образования на всей территории Российской Федерации. Если говорить о системе высшего образования, то оптимальным будет выбор ведущих опорных образовательных организаций.
А какие Вы могли бы привести примеры таких структур?
Например, такая модель была предложена мной к реализации на базе Президентской академии. Это образовательная организация с уникальной структурой, имеющая обширную филиальную сеть, на базе которой еще при предыдущем ректоре – Владимире Мау – реализовывалась попытка в каждом федеральном округе, фактически в каждом субъекте Российской Федерации создать опорную точку – филиал, на базе которой могла бы вестись настройка всей образовательной системы в регионе и, естественно, в федеральном округе.
А как новый руководитель РАНХиГС отнесся к этой тематике?
С новым ректором Президентской академии Алексеем Комисаровым практически сразу обсудили успешность такого подхода и варианты реализации национальной модели образования на базе Президентской академии: единый уровень качества, опорные точки, правильный вектор работы с молодежью.
Собственно говоря, это те базовые критерии, которые доступны к реализации в оперативном моменте. Такая модель может быть тиражирована, например, не только в сфере образования на базе Президентской академии, но и как модель структуры, формирующей единое научное пространство, но уже на базе флагмана отечественной науки – Российской академии наук.
Тогда осталось заручиться поддержкой органов госвласти?
Соответствующие поручения уже даны. По личному опыту могу сказать, что коллеги из Минобрнауки России довольно-таки быстро подключились к формированию национальной системы образования. Вместе с тем, в Администрации Президента Российской Федерации идея также нашла у коллег полное понимание и поддержку, трансформировавшись в озвученную во время послания Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации задачу о придании Президентской академии особого статуса на федеральном уровне, для чего уже в ближайшем будущем запланирована подготовка и принятие соответствующего федерального закона.
Имя довольно богатый научно-педагогический и управленческий опыт в научно-образовательной сфере, могу с уверенностью сказать, что такое решение Главы государства очень взвешенное, мудрое. Оно действительно справедливо соотносится с тем высоким положением, которое занимает Президентская академия в национальной системе подготовки высокопрофессиональных кадров для различных сфер народного хозяйства от бакалавриата и магистратуры до аспирантуры и докторантуры.
Дмитрий Александрович, спасибо Вам за развернутые и актуальные комментарии.
Благодарю Вас.
Краткая справка:
Дмитрий Александрович Репин, 1984 г.р., родился в Ленинграде.
Российский управленец, социолог, представитель новой школы госуправления в современной России. Доктор социологических наук, доцент.
Имеет управленческий опыт правоохранительной и федеральной государственной гражданской службы. Являлся работником Минобрнауки России (тематики: нормативно-правовая деятельность, стипендиальное обеспечение, образовательное кредитование). Долгое время трудился в Президентской академии (в центральном аппарате и в региональных подразделениях): координировал процессы аудита и оптимизации региональной сети; создание и ликвидацию филиалов и представительств; формирование ученых и попечительских советов. Является членом ряда рабочих групп и советов при органах государственной власти.
Тэги: дмитрий репин прокомментировал основные тенденции в сфере образования | |